Приветствуем Вас на тематическом сайте "Ромео и Джульетта" - разделы / sections - Romeo and Juliet
Ромео и Джульетта на крыльях музыки
Romeo and Juliet on the wings of music
Использование материалов сайта www.romeo-juliet-club.ru возможно только
с разрешения автора , официального представителя Клуба Джульетты в России.
"Ромео" Шекспира! Боже! Какой сюжет!
В нём всё как будто предназначено для музыки!.."
Гектор Берлиоз
Оперы и симфонические произведения - Классические балеты
Современные интерпретации - Мюзиклы - Саундтреки к кинофильмам
Любовь Ромео и Джульетты живёт в музыке прошлых времён и наших дней. Сменяются века, а люди не оставляют попыток выразить в звуках её трагическую радость. Ещё в 18 веке композиторы и музыканты Германии и Франции посвящали свои произведения двум веронским влюблённым: Бенда / Georg Anton Benda (1776), Шваненбергер / Johann Gottfried Schwanenberger, Румлинг / Sigismund von Rumling (opera, 1790), Далейрак / Nicolas Dalayrac (Tout pour l'amour, ou Romeo et Juliette - alla Comedie Italienne di Parigi, 1792), Штейбельт / Daniel Steibelt (ballet - Paris, 1793 / St.Petersburg, 1809). Затем в Италии: Марескальки / Luigi Marescalchi (ballet - Teatro Samuele, Venezia, 1785), Беретти / Beretti (ballet, 1787), Дзингарелли / Nicola Zingarelli (opera - libretto di Giuseppe Foppa, Teatro alla Scala, Milano, 1796 / Giulietta e Romeo ossia le Tombe di Verona - alla Pergola, 1808), Гульельми / P. S. Guglielmi, Ваккаи / Nicola Vaccai (opera, libretto di Felice Romani - alla Canobbiana di Milano, 1825), Гарсия / Manuel del Popolo Garci (New York, 1826)...
"Музыка более всех других искусств непосредственно влияет на душу... словно умножает наши духовные силы... и когда мы слышим чистые, пленительные звуки, нам кажется, что мы вот-вот постигнем загадку Божества и проникнем в тайны бытия... О действии музыки может отчасти дать понятие только взгляд любимого... тот, кто способен постигнуть, сколько может вместить в себе одна минута, наверное, слушал прекрасную музыку подле любимого существа... Изумительное слияние двух голосов в дуэте великого композитора производит столь сладостное впечатление... Слова, которые поют, ничего не значат в подобных случаях; едва лишь слышатся какие-то упоминания о любви и смерти; но сама неясность музыки лучше всего отвечает движениям души, и каждый узнаёт в этой мелодии, как в ясном и тихом ночном светиле, то, что ему дороже всего на свете."
Germaine de Stael, Corinne ou L'Italie, 1807
В 1830 году итальянский композитор Винченцо Беллини / Vincenzo Bellini создаёт свою знаменитую оперу I Capuleti e i Montecchi по либретто Феличе Романи, не во всём следующему привычному сюжету Шекспира. Творчество Беллини много значило для развития музыкально-драматического искусства 19 века. За свою недолгую жизнь (1801-1835) он написал 11 опер. Сила дарования Беллини состояла в его мелодиях, где раскрывалась сладость любви и страдания сердца, и в искренности выражения, нередко возвышающегося до глубокого драматического пафоса. Общий характер его музыки - мягкий, с оттенком грусти. Наиболее слабая сторона опер Винченцо Беллини заключалась в их оркестровом аккомпанементе. Опера "Капулетти и Монтекки", впервые прозвучала 11 марта 1830 года в театре La Fenice, в Венеции. Первыми исполнителями партий Ромео и Джульетты стали певицы Джудитта и Джулия Гризи (сёстры).
Oh! Quante volte (Giulietta - Eva Mei), Bellini - Беллини. "О! Сколько раз" - 3.8 МВ
Опера Беллини сразу же завоевала популярность во Франции и была поставлена в театре The Paris Opera. Примечательно, что, начиная с 1835 года, опера "Капулетти и Монтекки" часто исполнялась в другой редакции - в последнем действии звучала версия Ваккаи со старым текстом Романи из оперы "Джульетта и Ромео" (1825 г.). В записи опера Беллини существует по крайней мере в двух изданиях. Оркестр под управлением Клаудио Аббадо с Маргеритой Ринальди и Лучано Паваротти в главных партиях (Melodram,1966), также есть версия - Abbado и солисты Giacomo Aragall and Renata Scotto (Teatro alla Scala, Milano). Другая запись - оркестр и хор лондонского Ковент Гарден под управлением Рикардо Мути и с блистательной Эдитой Груберовой (Emi,1984).
В 1830 году в Италии съехались молодые музыканты, посланные туда для усовершенствования из разных стран. Из Германии прибыл Феликс Мендельсон, из России - Михаил Глинка. Из Франции приехал Гектор Берлиоз / Hector Berlioz (1803-1869). Музыкант-бунтарь Берлиоз был крайне возмущён ужасающим, по его мнению, состоянием музыки в Италии и высказался по этому поводу в известном "Письме энтузиаста". Он прослушал во Флоренции оперу Беллини "Капулетти и Монтекки" и писал по поводу её увертюры: "Оркестр, хромая то на правую, то на левую ногу, добрался кое-как до конца самой ничтожной ткани общих мест. Между тем разговоры не умолкали, и на оркестр никто не обращал внимания." На вилле Медичи, где жили стипендиаты Франции, велись бесконечные споры. Молодые французы воевали против застоявшихся авторитетов и собирались прорубать в искусстве новые пути. Самым яростным спорщиком был Гектор Берлиоз. В кафе Греко, излюбленном артистической молодёжью, которая съезжалась в Рим со всех концов света, будущий вождь новой романтической школы музыки с горячностью провозглашал: "Италия! Почтим прекрасную Джульетту, спящую мёртвым сном в своей гробнице, - и прочь с кладбища! В Париж, друзья мои!" В Берлиозе жил пламенный романтик, с стремлением к грандиозности. В противоположность Беллини, не будучи одарённым в области мелодии, он оказался ярким и тонким художником оркестрового колорита. Нервность и повышенная чувствительность - основные черты берлиозовского творчества. Берлиоз был пленён молодой очаровательной актрисой Гарриет Смитсон (Harriet Smithson), увидев её в ролях Джульетты и Офелии в спектаклях, которые в 1827 году представляла на сцене парижского театра Odeon английская труппа Чарльза Кембла. Любуясь стройной, с большими магнетическими глазами, исполнительницей роли шекспировской героини, он воспылал желанием на ней жениться. Она стала его женой только в 1833 году, когда из-за травмы ноги перестала выступать на сцене. Брак продлился до 1842 года (Гарриет умерла). Хотя брачный союз с обожаемой женщиной не принёс Берлиозу безоблачного счастья, любовь Берлиоза к Шекспиру не стала меньше: "Шекспир произвёл во мне революцию, которая потрясла всё моё существо." В 1839 году Гектор Берлиоз создал великую драматическую симфонию Romeo et Juliette (для 3 солистов, 98 хористов и 160 музыкантов оркестра), на слова Эмиля Дешана. Первое исполнение этого произведения состоялось 24 ноября 1839 года, зал консерватории в Париже был переполнен. Репетиции начались за два месяца до премьеры. Знаменитая часть этого произведения - скерцо Королевы Мэб. В записи симфонии Берлиоза "Ромео и Джульетта" существует в нескольких вариантах исполнения и представлена изданиями Deutsche Grammophon: Джеймс Левайн с Берлинским филармоническим оркестром (Berliner Philharmoniker, condactor James Levine) и Сейжи Озава с Бостонским симфоническим оркестром (Boston Symphony Orchestra, condactor Seiji Ozawa, New England Conservatory Chorus, Julia Hamari -- mezzo-soprano, Jean Dupouy -- tenor, 1975). Также выпущен диск с записью этой симфонии в исполнении оркестра Филадельфии под управлением Рикардо Мути, Вестминстерского хора (The Philadelphia Orchestra, condactor Ricardo Muti, The Westminster Choir) и солистов: Jessye Norman, John Aler, Simon Estes.
Invocation - Romeo et Juliette, Berlioz (The Philadelphia Orchestra). Берлиоз. "Призыв". Ромео в склепе Карпулетти - 2.5 МВ
На музыку Берлиоза поставлены балетные спектакли с хореографией Мориса Бежара и Амедео Амодио (знаменательный спектакль 1987 года с Элизабеттой Терабуст в роли Джульетты), Э. Вальтера, И. Чернышова, Э. Скибина. Екатерина Максимова, которая танцевала вместе с Владимиром Васильевым в спектакле Бежара "Ромео и Юлия", вспоминает: "Юлия была неожиданным подарком в моей артистической судьбе. И я безумно жалею, что станцевала её всего два раза - это было так мало! Берлиоз иначе (чем Прокофьев) воспринял и выразил музыкой трагедию юных влюблённых - и спектакль Бежара не схож ни с одним другим. Однако, станцевав эту роль , я не разлюбила своих Джульетт - каждая из них по-своему интересна, и один образ обогащал красками и пластическими нюансами другой. Я танцевала Джульетту и в спектакле Лавровского, и у Касаткиной и Василёва, и бежаровскую Юлию. Раньше считалось, что Шекспир и балет - несовместимы. Но оказалось, что балетные Ромео и Джульетта могут затронуть сердце зачастую сильнее, чем их двойники на драматической сцене. Шекспир для меня что-то бесконечное, бездонное...".
Длинный ряд вдохновлённых героями Шекспира творений продолжают следующие композиторы. В 1840 году появляется произведение "Ромео и Джульетта" итальянца Саверио Меркаданте (Saverio Mercadante). В 1865 году - сочинение на ту же тему Филиппо Маркетти (Filippo Marchetti), с поэтическим текстом Марко Марчеллиано Марчелло (Marco Marcelliano Marcello), исполненное в театре Grande в Триесте. Затем в 1876 году следует увертюра-фантазия "Ромео и Юлия" Юхана Свенсена (Johan Severin Svendsen) - одного из видных представителей норвежской национальной музыки. Свенсен примыкал в своём творчестве к европейской романтической школе, восприняв многие приёмы Берлиоза и Вагнера.
В 1867 году французский композитор Шарль Гуно / Charles Gounod (1818-1893) создал прославленную оперу Romeo et Juliette. По окончании консерватории Гуно отправился на три года в Рим, где изучал творчество старинных итальянских мастеров, в результате чего появились его первые культовые композиции. Гуно собирался принять духовное звание. В Париже, под влиянием Берлиоза и Мендельсона, Гуно обратился в сторону светской музыки. Несмотря на разносторонность творчества композитора, его широкая популярность основывается на операх "Ромео и Джульетта" и "Фауст". Опера "Ромео и Джульетта" - произведение более сложное в гармоническом отношении, где Гуно не чуждается вагнеровских нововведений. Причины его длительного воздействия на вкусы широкого слушателя заключаются прежде всего в необычайной доступности его музыки, основанной на соединении всевозможных стилей, выработанных опытом французских, итальянских и немецких опер. Впервые опера "Ромео и Джульетта" была поставлена в театре Лирик (Thearte Lyrique) в Париже. Премьера состоялась 27 апреля 1867 года. Либретто оперы создали Жюль Барбье и Мишель Карре. Партию Ромео исполнял тенор Пьер-Жюль Мишо, Джульетты - сопрано Мари Карвальо. Произведение Гуно хорошо известно в мире и ставится до сих пор.
Существует аудиозапись оперы (Emi,1968) с Франко Корелли и Миреллой Френи (Franco Corelli and Mirella Freni as Romeo and Juliette), оркестр и хор Opera di Parigi, управление - Alain Lombard. В 1976 году на сцене Arena di Verona опера была поставлена режиссёром Giangranco De Bosio (Romeo - Veriano Lucchetti, Juliete - Jeannette Pilou). Российский телеканал "Культура" демонстрировал запись спектакля 1994 года на сцене лондонского театра Covent Garden, в совместной постановке Royal Opera House (London), Theatre du Capitole (Toulouse) and Opera Comique (Paris). Дирижёр - Charles Mackerras, режиссёр-постановщик - Nocolas Joel, в главных партиях: Romeo - Roberto Alagna, Juliette - Leontina Vaduva. На иллюстрации можно видеть сцену из оперы Гуно, представленной в 1997 году в театре Washington Opera. Режиссёр-постановщик - Gianfranco Del Monaco, декорации и костюмы - Marika Carniti Bollea, главные партии: Juliette - Elisabeth Futral, Romeo - Marcello Giordani, Lorenzo - Franco de Grandis. На DVD записана художественная версия оперы "Ромео и Джульетта" Гуно (Czech Philarmonic Chamber Orchestra, conductor - Anton Guadagno, Romeo - Roberto Alagna, Juliette - Angela Gheorghiu), фильм снят на фоне старинного замка в Чехии (Iambic Production Ltd. 2002).
В России опера впервые шла на итальянском языке, в 1870 году, с Джульеттой - Арто, так восхищавшей Чайковского (в 1872 году: с Джульеттой - Патти и Ромео - Николини). Маргарита Дезире Арто (1835-1907) - знаменитая французская певица с голосом обширнейшего диапазона, ученица Полины Виардо. Она примирила Петра Ильича даже с музыкой Гуно, которую он до тех пор не любил. На советской сцене опера была поставлена 16 марта 1919 года в театре Оперы и балета в Петрограде. Режиссёр - Боссе. Затем ставилась во многих городах. Среди выдающихся исполнителей: Ромео - Фигнер, Алчевский, Собинов, Смирнов, Юдин, Лемешев; Джульетта - Мравина, Больска, Нежданова, Барсова, Катульская, Масленникова. Опера очень полюбилась русской публике. Если вы смотрели фильм "Антон Иванович сердится", то, возможно, помните, как в начале фильма героиня Людмилы Целиковской - Симочка репетирует с преподавателем к экзамену некую арию - это как раз "Вальс Джульетты" из оперы Гуно.
The Valse of Juliette (Irina Maslennikova), Gounod - Гуно, "Вальс Джульетты" - 1.6 МВ
Фоторафия Леонида Собинова в образе Ромео. Опера Гуно.
Фарфоровая скульптура "Собинов в партии Ромео". Автор модели С.Н. Судьбинин. ЛФЗ, 1957 (по модели 1910), художественная роспись В. Богдановой. Музей театрального искусства им. Бахрушина.
В творчестве прославленного певца Леонида Собинова партия Ромео была одной из самых значимых и любимых. Впервые он исполнил фрагмент из оперы Гуно ещё в 1897 году на выпускном экзамене в Филармоническом училище. В 1899 году, будучи артистом Большого театра, молодой певец с благословения Немировича-Данченко внутренне готовился к работе над заинтересовавшей его партией, но эта мечта осуществилась несколькими годами позже. Опера была поставлена на сцене Большого только в 1902 году. Летом этого года Собинов отправился в Италию, где готовил партии, которые должен был исполнять в предстоящем оперном сезоне, в том числе Ромео. Он не только занимался совершенствованием вокала и итальянского языка, но также интересовался фехтованием, поскольку соответствующая сцена присутствует в опере Гуно. Всюду в Италии он искал материал для воплощения образа Ромео: изучал книги, гравюры, передающие дух Раннего Возрождения, живопись того периода, старинные ткани, архитектуру, впитывал атмосферу городов Северной Италии, в том числе Вероны, где жил его герой. Результатом этой тщательной подготовки стало удивительно полное проникновение артиста в образ шекспировского юноши. Это было совершенное исполнение партии Ромео в опере Гуно, когда вокал, внешность певца и драматическая подача материала гармонично дополняли друг друга.
Леонид Собинов и Сергей Лемешев в опере Гуно. Партия Ромео.
В начале 1940-х годов Большой театр осуществил постановку оперы на сцене филиала под руководством А.Ш. Мелик-Пашаева. В премьерном показе этого легендарного спектакля, который трагически совпал с началом Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г.), в партиях Ромео и Джульетты выступили Сергей Лемешев и Валерия Барсова. Лемешев потом вспоминал: "Надо ли говорить, как трудно было выйти на сцену, сколько нужно было усилий, чтобы хоть немного отвлечься от действительности и почувствовать себя шекспировскими героями. Тем не менее, премьера состоялась: зал филиала был полон. Зрители горячо принимали спектакль, исполнители делали всё, что было в их силах. Но как только падал занавес, мы все мчались к репродукторам, чтобы узнать, что происходит на фронте. Спектакль прошёл ещё два или три раза и... занавес Большого театра опустился в Москве надолго, до 1943 г.".
Сергей Лемешев и Ирина Масленникова в опере "Ромео и Джульетта" Гуно
Постановка оперы была возобновлена в 1945 году. Партию Джульетты в ней исполняла Ирина Масленникова. Знаменитый дуэт Сергея Лемешева и Ирины Масленниковой покорял зрителей искренностью исполнения и наполнял атмосферу спектакля светлым трагизмом. Созданному Лемешевым образу Ромео в этой интерпретации был присущ "лирический драматизм". По определению самого певца, он "отбирал краски звуковой палитры, открывая каждый раз новые грани в самочувствии героя." В финальной сцене его Ромео "испытывал не ужас обречённости, а предчувствие какой-то новой жизни, полной любви и красоты. Наш заключительный дуэт был апофеозом именно жизни, а не смерти. Такому ощущению очень помогал, конечно, лирический порыв музыки." Масленникова в своей передаче образа Джульетты, по отзывам критиков, "покоряла слушателей трогательной теплотой и грациозной женственностью музыкально-сценического исполнения". Галина Вишневская отмечала её удивительную способность приковывать к себе внимание. В 1948 году на радио была сделана запись этой постановки Большого театра.
Duet of Romeo et Juliette (Sergei Lemeshev and Irina Maslennikova), Gounod
Фрагмент дуэта Ромео и Джульетты из оперы Гуно, 1948 - 5.2 МВ
Duet of Romeo and Juliet (Sergei Lemeshev and Irina Maslennikova), Tchaikovsky.
Фрагмент дуэта Ромео и Джульетты на музыку Чайковского (инстр. Танеева), 1948 - 5.9 МВ
В этом же году в исполнении Лемешева и Масленниковой был записан дуэт Ромео и Джульетты на музыку Чайковского, прозвучавший на концерте с оркестром под управлением Н.С. Голованова. (Запись представлена в альбоме, изданном студией Аквариус в 2006 г.) Сергей Лемешев исполнил этот дуэт впервые в 1940 году вместе с Валерией Барсовой в сценическом оформлении на вечере в Большом театре, посвящённом 100-летию со дня рождения Чайковского. Певец отмечал: "Помнится, в тот вечер я особенно остро ощутил досаду и жалость, что Пётр Ильич не написал всей оперы."
Duet of Romeo and Juliet (Sergei Lemeshev and Irina Maslennikova), Tchaikovsky.
Фрагмент дуэта Ромео и Джульетты на музыку Чайковского (инстр. Танеева), 1948 - 5.7 МВ
"После короткого вступления, порученного духовым инструментам, возникала напряжённая, исполненная глубокого страдания тема, звучащая в низких регистрах струнных. Стенания и вздохи, невыплаканные слёзы, скорбь и горькая жалоба. Но и это ещё только вступление, только рамка для трагедии. Действие начнётся чуть позднее бешеным натиском злобы и ненависти. Зазвенят короткие удары мечей в уличной схватке неукротимых Монтекки и Капулетти, своими раздорами и взаимной местью превращающих мирные улицы Вероны в кровавое поле боя. Всё стихает постепенно, и из чуткой тишины рождается тема любви. В неё вложена такая полнота нежности, такое томление и нега... широко раскидывающаяся светлая мелодия. Пётр Ильич намечает для сопровождения мягкое, словно баюкающее движение, он вводит тихие, вздыхающие звуки валторны, и мелодия становится ещё одушевлёнее, ещё сладостней. Снова врываются тревожные, энергичные звуки схватки. Они нарастают. В ожесточённой, не знающей пощады борьбе гибнут юные герои. Меркнет и никнет тема любви. Под глухие, траурные удары литавр раздаётся вопль отчаяния. Но уже звенит в высоком, просветлённом голосе скрипок тема любви Ромео и Джульетты. Могучие удары всего оркестра завершают увертюру. Борьба не кончена. Борьба продолжается. Любовь победит!"
Ал. Алтаев ( М. В. Ямщикова), Чайковский, 1956
Love Theme of Romeo and Juliet. Ouverture. Thcaikovsky.
Тема любви Ромео и Джульетты из увертюры-фантазии Чайковского - 2.8 МВ
В один из летних дней 1869 года, во время прогулки в компании Чайковского и его друга, преподавателя Музыкальных классов Кашкина, композитор Балакирев высказал плодотворную мысль: "Приходит в голову старая история, которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая победила смерть. И это сюжет для вас, Пётр Ильич. Вы должны записать в звуках эту радостно-трагическую историю, историю победы любви над смертью." Эта идея нашла великолепное воплощение спустя несколько месяцев, когда Пётр Ильич Чайковский / Piotr Ilyich Tchaikovsky (1840-1893) создал первую редакцию увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта". Шекспировский сюжет захватил композитора, и надо сказать, что в конце жизни Чайковский задумал написать по нему большую оперу, но этот замысел так и остался неосуществлённым. Можно только сожалеть об этом, догадываясь, как могла бы быть хороша эта опера. Композитор создал только своего рода музыкальную зарисовку - вокальный дуэт Ромео и Джульетты в сопровождении фортепиано (эта вещь позже была доработана в плане инструментовки С. И. Танеевым). Знаменитая увертюра-фантазия впервые была исполнена 4 марта 1870 года в Москве. В течение жизни Чайковский трижды обращался к правке её партитуры. Последняя редакция увертюры прозвучала в 1886 году в Тифлисе. Это произведение хорошо известно во всём мире, и мы с удовлетворением обнаружили диск с записью увертюры Чайковского в сувенирном магазинчике у Дома Джульетты в Вероне. Существуют записи различных исполнительских версий, среди них: Караяна, Тосканини, Бернстайна - Herbert von Karajan with the Berliner Philharmoniker (Deutsche Grammophon), Arturo Toscanini with the Orchestra of Nbc (Music&Arts), Leonard Bernstein with the New York Philharmonic (Deutsche Grammophon) also Lawrence Siegel with the New Philharmonia Orchestra London. На музыку Чайковского Серж Лифарь поставил балет (Opera di Parigi, 1942). Существует также цветной телевизионный фильм-балет (Экран,1968) с хореографией Н. Рыженко и В. Смирнова. Джульетта - Наталия Бессмертнова, Ромео - Михаил Лавровский. Теме любви, всесокрушающей, всепобеждающей - той, что сильнее смерти, Чайковский посвятил также симфоническую поэму "Франческа Да Римини" (1867). Подобно истории Ромео и Джульетты, трагическая судьба Паоло и Франчески вдохновила немало музыкантов, поэтов и художников всех времён и народов.
С интерпретацией темы Ромео и Джульетты в музыке связаны также следующие имена: Odon Mihalovich, Antonio Mercadel y Pons, Josef Joachim Raff, Richard Strauss (четыре музыкальных отрывка для сцены), Harry Rowe Shelley, Enrique Granados, Constant Lambert, Vittorio Gui, Victor De Sabata, Frederick Delius ... Английский композитор Фредерик Дилиус написал музыку на тему новеллы "Сельские Ромео и Джульетта." - A village Romeo and Juliet - (в 1943 году на музыку Дилиуса, в аранжировке Дорати, Энтони Тюдором был поставлен балет в The Ballet Theatre Метрополитен, Нью-Йорк). Где-то сообщалось также, что священник, композитор и исполнитель духовной музыки, Лоренцо Перози (1872-1956) в молодые годы написал оперу "Ромео и Джульетта", но затем, сочтя это произведение греховным, уничтожил партитуру.
В 1922 году итальянский композитор Риккардо Дзандонаи / Riccardo Zandonai (1883-1944) написал оперу Giulietta e Romeo, которая в свое время была высоко оценена, но сейчас практически не ставится. Наиболее известный фрагмент оперы Дзандонаи - "кавалькада" - выражает отчаяние Ромео, стремительно скачущего из Мантуи в Верону, к гробу Джульетты. Риккардо Дзандонаи происходил из старинной трентинской семьи (Трентино - область на севере Италии). Он изучал композицию в Консерватории Джоаккино Россини в городе Пезаро, где и прожил большую часть своей жизни. Дзандонаи не стремился к мирским благам. Он вёл скромный, уединённый образ жизни. Невысокого роста, возможно, не очень красивый, но по-своему обаятельный, он был человеком чутким и внимательным к переживаниям людей. И потому не удивительно, что в своём творчестве он обратился к такой глубоко человечной и лирической теме, как история Ромео и Джульетты. Независимо от того, является ли эта история правдой или легендой, музыкальной интерпретации Дзандонаи свойственна большая психологическая сила, создающая у слушателей впечатление необыкновенного события, имеющего место в действительности. Композитор создал также оперу "Франческа да Римини", посвящённую ещё одной трагической истории любви. Первое исполнение оперы Риккардо Дзандонаи "Джульетта и Ромео" состоялось в марте 1922 года в Вероне, в Teatro Filarmonico. Существует редкая запись оперы этой оперы: Orchestra sinfonica di Sanremo, conductor - Loris Gavarini, performers - Antonella Mazza Medici and Angelo Lo Forese (1960).
Подробнее о балетных версиях "Ромео и Джульетты". Постановка Луцци на музыку Марескальки была показана в 1785 году в Венеции. На музыку Штейбельта был поставлен балет в Париже в 1793 году и в Санкт-Петербурге в 1809 году (хореография Ивана Вальберха). В 1811 году в Копенгагене, на сцене Королевского театра - the Royal Danish Theatre, был поставлен балет на музыку К. Шалля (хореография Галеотти). В 1920-х годах компания Niccodemi очень успешно осуществляла свои постановки, первый балетный спектакль в России состоялся в 1921 году в Москве в постановке Ленинградского Большого театра. Другой балет на музыку Константа Ламберта с хореографией Брониславы Нижинской был поставлен в 1926 году в Monte Carlo Opera и интерпретирован Русским Балетом Сергея Дягилева (заглавные партии исполняли Т. Карсавина и С. Лифарь, декорации к спектаклю были созданы сюрреалистами Максом Эрнстом и Хуаном Миро). В том же году, в Париже, Жан Кокто поставил "Ромео и Джульетту" с костюмами и декорациями Жана Гюго.
В сентябре 1935 года Сергей Прокофьев / Sergej Prokofiev (1891-1953) завершает свою работу над музыкой к балету "Ромео и Джульетта". Это произведение признано гениальным и очень популярно во всём мире. Вот что рассказывает Прокофьев в своей "Автобиографии": "Меня интересовал лирический сюжет. Набрели на Ромео и Джульетту Шекспира. Договор заключил Большой театр. Весной 1935 года мы с Радловым разработали сценарий. В течение лета музыка была написана, но Большой театр нашёл её нетанцевальной и нарушил договор. В ту пору много разговоров возникло вокруг нашей попытки закончить "Ромео и Джульетту" благополучно. Причины, толкнувшие нас на это варварство, были чисто хореографические. После нескольких бесед с хореографами оказалось, что можно разрешить балетно конец со смертельным исходом, а затем родилась и музыка для этого конца." Своё произведение Прокофьев исполнил на рояле в Бетховенском зале Большого театра 4 октября 1935 года. Большой театр отказался от постановки балета на непривычную, по тем временам, музыку. Ленинградское хореографическое училище также ответило автору отказом в 1937 году. Впервые балет Прокофьева был поставлен в 1938 году, в Оперном театре города Брно (Чехословакия). Балетмейстер - Иво Псота, Джульетта - Э. Шемберова, Ромео - И. Псота. Это была, если можно так выразиться, пробная постановка. Балет состоял из одного действия, основанного на лирико-любовных сценах. В 1939 году Прокофьев досочинил ещё несколько номеров. В СССР первое представление балета состоялось 11 января 1940 года в Ленинграде, в Государственном театре оперы и балета им. Кирова. Балет в трёх действиях, тринадцати картинах, с прологом и эпилогом. Либретто - Сергей Прокофьев, Леонид Лавровский, Сергей Радлов; балетмейстер - Л. Лавровский; дирижёр - И. Шерман; художник - П. Вильямс; Джульетта - Галина Уланова; Ромео - Константин Сергеев; Тибальд - Р. Гербек; Меркуцио - А. Лопухов. Постановщик балета Лавровский объяснял свой подход так: "Хореографический язык балета "Ромео и Джульетта" необычен, - в создании его поэтики я стремился к максимальному соответствию её шекспировскому образу мышления, стилю и характеру произведения." В Большом театре в Москве первое представление балета состоялось 22 декабря 1946 года: либретто - С. Прокофьев, Л. Лавровский, С. Радлов; балетмейстер - Л. Лавровский; дирижёр - Ю. Файер; художник - П. Вильямс; Джульетта - Галина Уланова / Е. Чикваидзе; Ромео - Михаил Маркович. Габович / Юрий Гофман; Тибальд - А. Ермолаев; Меркуцио - С. Корень / В. Левашёв. Позднее в этой постановке выступали многие прославленные артисты балета (Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Майя Плисецкая, Наталия Бессмертнова, Екатерина Максимова, Валентина Козлова; Юрий Жданов, Николай Фадеечев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Владимир Тихонов, Владимир Васильев, Михаил Михайлович Габович, Леонид Козлов). Спектакль шёл на сцене Большого по 1976 год, а с 1979 по 1980 годы - на сцене Кремлёвского дворца съездов. Джульетта была особой ролью в жизни Галины Улановой: «Долго ни с кем из своих учениц я не могла начать готовить партию Джульетты. Прощание с ней - всё равно что с живым человеком. Однажды я была в Италии, нас повезли в Верону. В Вероне я постояла перед балконом Джульетты, у памятника над склепом. И вот здесь, у склепа Джульетты, я почувствовала, что никогда уже не буду танцевать, это было очень грустно… Будто через что-то перешла… Был вечер, когда я позвонила Кате Максимовой: завтра начинаем репетировать Джульетту». (Только в 1973 году Максимова начала танцевать партию Джульетты). Образ шекспировской героини является, быть может, самой яркой и пронзительной краской в творческой палитре балерины Улановой. В Санкт-Петербурге на аллее героев Парка Победы установлен бронзовый бюст, запечатлевший артистку в её прославленной роли (фотографии этого памятника в разных ракурсах размещены в нашем разделе Искусство).
The dance of Juliet at the Capulet's feast. Prokofiev - Прокофьев. Танец Джульетты на балу - 1.3 МВ
The dance of the Knights. Prokofiev - Прокофьев. "Танец рыцарей" на балу Капулетти - 1.9. МВ
В 1979 году на сцене Большого театра осуществил свою постановку Юрий Григорович. Ещё в 1973 году балетмейстер обратился в Министерство культуры СССР за разрешением заново поставить спектакль "Ромео и Джульетта" в Большом, но получил отказ. Свой балет он поставил впервые в 1978 году в Opera de Paris: с Доминик Кальфуни - Джульеттой, Микаэлем Денаром - Ромео, Жаном Гизери - Тибальдом, Жоржем Пилетта - Меркуцио. Для новой постановки Альгис Жюрайтис переработал имеющуюся партитуру на основе обнаруженного в архивах авторского клавира, восстановив некоторые номера и сцены. Постановка "в трёх действиях, восемнадцати картинах, с прологом и эпилогом" по либретто Сергея Прокофьева, Сергея Радлова и Адриана Пиотровского в редакции Юрия Григоровича шла на сцене Большого театра по март 1995 года. В спектакле танцевали Наталия Бессмертнова, Надежда Павлова, Людмила Семеняка, Нина Ананиашвили, Надежда Грачёва, Инна Петрова; Вячеслав Гордеев, Александр Богатырёв, Ирек Мухамедов, Андрис Лиепа, Андрей Уваров, Александр Годунов, Михаил Цивин, Николай Цискаридзе и др. артисты. Художником спектакля был Симон Вирсаладзе, создавший яркие декорации и костюмы. Правда, авторов этого сайта немного удивило белое пышное платье Джульетты в сцене венчания, больше подходящее Жизели или Золушке (мы видели постановку, сделанную Григоровичем в 1999 году с труппой "Кремлёвского балета" на сцене КДС. Декорации и костюмы Вирсаладзе были предоставлены "Кремлёвскому балету" Большим театром).
В 1995 году в Большом театре была возобновлена постановка Лавровского под редакцией Вячеслава Гордеева: "Есть спектакли этапные для театра. Для Большого - это балет Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта" в постановке Леонида Лавровского. Наверное, ни один отечественный балет н может похвастаться таким количеством интереснейших сценических образов, первоклассных не только с точки зрения хореографии, но и актёрского мастерства." В спектакле выступали: Надежда Грачёва, Галина Степаненко, Нина Ананиашвили, Анна Антоничева, Инна Петрова, Андрей Уваров, Сергей Филин, Алексей Фадеечев, Дмитрий Белоголовцев, Николай Цискаридзе и другие артисты. Последнее представление этой редакции прошло 5 января 2000 года.
Есть удивительно поэтичный фильм, созданный в 1972 году режиссёром Борисом Галантером и оператором Борисом Шапиро на Свердловской киностудии. Фильм, названный "Джульетта", в художественно-документальной манере рассказывает о работе молоденькой Нади Павловой над главной ролью в балете Прокофьева "Ромео и Джульетта". Речь идёт о постановке Николая Боярчикова в Пермском театре оперы и балета им. П.И.Чайковского.
Продолжая рассказ о балете Прокофьева о балете Прокофьева в версиях хореографов нашей страны, нельзя не назвать работы : Олега Виноградова ( 1965 - Новосибирский театр оперы и балета, 1976 - Ленинград, Малый театр оперы и балета); Наталии Касаткиной и Владимира Василёва (1972 - Новосибирский театр оперы и балета, эта постановка позже шла в Москве на сцене Кремлёвского дворца съездов); Владимира Васильева (1990 - Москва, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 1993 - Вильнюс, Литовский национальный театр оперы и балета), Евгения Панфилова (1996 - Пермь, Театр балета Евгения Панфилова). Панфилов сделал необычную трактовку, эпиграфом к спектаклю были слова Шекспира: "... Всё королева Маб. Её проказы". Постановщик сам исполнил партии Лоренцо и Кормилицы, а партию Джульетты поручил своей дочери Арине - ровеснице героини трагедии. Панфилов о спектакле: "От её детскости в нём сразу же сместились акценты. Поменялась его Истина. Танцующая девочка помогла мне определить, что в том, что случилось, виноваты все: Ромео, мать, кормилица, Лоренцо - все, не зависимо от того, хотели они этого или нет... Вы говорите об ударе из-под руки. Обыграй я его, сместились бы акценты: Ромео стал бы героем, а он у меня не герой. Он - не благородный заступник, а участник драки, мальчишеской глупости... Ромео, как я уже сказал, у меня виновен не меньше, чем все остальные, в гибели Джульетты. Но он хотя бы любил эту девочку..."
Ещё более смелым стал экспериментальный спектакль на Новой сцене Большого театра, представленный в декабре 2003 года. Балет в двух действиях, оригинальная постановка Деклана Доннеллана (Великобритания). Хореограф - Раду Поклитару, художник - Николас Ормерод, дирижёр - Гинтарас Ринкявичюс. Music by Sergei Prokofiev. Ballet in Two Acts. Original stage version by Declan Donnellan. Choreographer - Radu Poklitaru. Set and Costumes Designer - Nikolas Ormerod. Condactor - Gintaras Rinkevicius. Libretto by D. Donnellan, R. Pokitaru, N. Ormerod after the W. Shakespear's tragedy. Первые исполнители: Джульетта - Мария Александрова, Анастасия Меськова; Ромео - Денис Савин, Ян Годовский; Меркуцио - Юрий Клевцов, Марк Перетокин; Тибальд - Денис Медведев, Александр Петухов; Леди Капулетти - Илзе Лиепа, Мария Исплатовская, Мария Володина; Парис - Александр Волчков, Георгий Гераскин.
Существуют две знаменитые киноверсии балета Прокофьева: наша - с Галиной Улановой и Юрием Ждановым, (хореограф - Л. Лавровский, режиссёр фильма - Л. Арнштам, 1954) и английская - с Рудольфом Нуреевым и Марго Фонтейн (хореогораф - К. МакМиллан, режиссёр фильма - П. Циннер, 1966). Более подробно вы можете ознакомиться с ними в разделе Кино.
В историю зарубежных балетных постановок на музыку Прокофьева вписали свои версии хореографы: Биргит Кульберг (1944 - труппа Б. Кульберг, Стокгольм); Татьяна Гзовская (1948 - Государственная опера ГДР, Берлин.); Маргарита Фроман (1949 г. - Национальный театр, Загреб); Серж Лифарь (1955 - Парижская Опера); Фредерик Аштон (1955 - Датский Королевский балет, Копенгаген); Петер ван Дийк (1961 - Городская Опера, Гамбург); Джон Кранко (1958 - Театро Верде, Венеция, 1959 - Ла Скала, Милан, 1962 - Штутгартский балет. Фрг, 1963 - Национальный балет Канады, 1969 - Королевский балет Великобритании, 1983 - Парижская Опера); Кеннет Макмиллан (1965 - Королевский балет Великобритании, Лондон, 1969 - Королевский шведский балет, 1985 - театр Америкэн Балле, Нью-Йорк); Николай Берёзов (1966 - Городская Опера, Цюрих); Руди ван Данциг (1967 - Национальный балет Нидерландов, Амстердам); Джон Ноймайер (1971 - Городской театр, Франкфурт, 1974 - Гамбург. ФРГ); Рудольф Нуреев (1977 - Фестивал Балле, Лондон, 1980 - Ла Скала, Милан, 1984 - Парижская Опера); Джеймс Куделка (1990 - Национальный балет Канады, Торонто); Анжелен Прельжокаж (1990 - Городская Опера, Лион); Жан-Кристоф Майо (1996 - Балет Монте-Карло), Robert North (1999 - Teatro Falarmonico di Verona, Renata Calderini as Juliet, Giovanni Patti as Romeo).
Высокое мастерство танца и особое очарование подарила образу Джульетты знаменитая балерина миланской школы, прима театра Ла Скала на протяжении многих лет - Карла Фраччи. В Италии её имя всегда связывается с одним из лучших сценических воплощений героини Шекспира, и как "почётная Джульетта", Карла Фраччи бывала гостьей на праздниках, устраиваемых в честь шекспировского сюжета в Вероне. Нынешняя звезда Ла Скала, балерина яркого темперамента Алессандра Ферри создала страстный образ Джульетты в постановке МакМиллана. Она блистательно продемонстрировала своё исполнение во время московских гастролей театра Ла Скала в октябре 2002 года . Художественное оформление спектакля (Энцо Фриджерио), воссозданное на сцене Большого театра, напомнило нам красочные фасады соборов в итальянских городах Сиена и Орвьето. Премьера версии Кеннета МакМиллана прошла на сцене лондонского Ковент Гарден в феврале 1965 года. Первыми исполнителями заглавных партий были звёзды Королевского балета Великобритании - Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев (во втором составе замечательно выступали Линн Сеймур и Кристофер Гейбл). Алессандра Ферри начала танцевать партию Джульетты в 1983 году, будучи в 19 лет ведущей танцовщицей Королевского балета. С 1985 года она выступала в той же партии в нью-йоркском театре Америкэн Балле, затем в других театрах мира. В последствии Алессандра передала костюм, в котором она впервые исполняла Джульетту в Ковент Гарден (см. иллюстрацию), в дар музею петербургского Мариинского театра. С 1995 года балет "Ромео и Джульетта" в постановке МакМиллана вошёл репертуар театра Ла Скала. Алессандра Ферри признана в Италии одним из олицетворений шекспировской героини, и она любезно согласилась ответить лично на несколько писем из множества приходящих в веронский Клуб Джульетты посланий.
Примером современной хореографии, положенной на классическую музыку Прокофьева, является версия французского постановщика (албанца по происхождению) Анжелена Прельжокажа. Постановка "Ромео и Джульетты" была сделана им в 1989 году, по заказу Лионской оперы. Anjelene Preljocage сократил трёхактную партитуру Прокофьева до 90 минут и поведал о том, как в тоталитарном государстве подавляется любое свободное проявление личности. Декорации представляют некий Гулаг: стена с колючей проволокой отгораживает территорию, предназначенную для государственной элиты, своего рода заповедник (среда Джульетты), от прочего, дурного населения. Бродяги во главе с Ромео проникают в запретные пределы через лазейку... Исполнители главных партий в спектакле - Надин Комменж и Стефан Лора. Прельжокаж: "Когда я получил заказ от директора Лионской оперы на постановку "Ромео и Джульетты", я сразу вспомнил о романе Джорджа Оруэлла "84-й год" и перечитал его. Это показалось мне знакомым: героиню зовут Джулия, она тоже не может любить того, кого хочет, Большой Брат контролирует всё и всех... Мне казалось, что контраст между тоталитаризмом, который всей своей мощью давит на человека, и хрупкостью любви двух существ может составить силу спектакля". В 1999 году балет "Ромео и Джульетта" в постановке Анжелена Прельжокажа был показан на сцене Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко в рамках московских гастролей труппы Ballet Preljocage.
В наше время Ромео и Джульетта являются героями не только классической музыки, но также известных рок- и поп-композиций (группа Дайер Стрейтс - 1981 г.; Дитер Болен - 1992 г.) и многих других музыкальных интерпретаций: West Side Story by Leonard Bernstein ("Вестсайдская история" - прославленный бродвейский мюзикл Леонарда Бернстайна, 1957), затем Romeo y Giulieta, cronaca di un amore gitano of Luisillo - "Ромео и Джульетта, хроника цыганской любви" в ключе фламенко (Луизилло,1990 г.). Emilian Sichkin (Эмлиан Сичкин - сын известного актёра Бориса Сичкина), живущий в Америке, в 1993 году написал симфоническую трагедию "Ромео и Джульетта", задуманную им ещё в 16-летнем возрасте во время учёбы в Гнесинском училище в Москве. В 1995 году в Вероне был выпущен диск Giulietta e Romeo, где исполнение отрывков шекспировской трагедии на трёх языках сопровождается музыкой F. Bignotto and F. Pisanu. Ещё одна CD- версия Shakespeariana вышла в Вероне в 2001 году. Музыка и текст Marco Ongaro представляют темы, навеянные разными героинями Шекспира. Три композиции на этом диске посвящены Ромео и Джульетте: Vedo la luce dell'oriente (duetto del balcone) - Вижу я свет на востоке (дуэт на балконе); Notte gentile (Giulietta) - Ночь нежная (Джульетта); Fingere la morte (Giulieta) - Изобразить подобье смерти (Джульетта). Вокал: Джульетта - Giuliana Bergamaschi, Ромео - Mirko Tommasi.
В 1993 году англичанин Элвис Костелло / Elvis Costello, вдохновлённый деятельностью веронского Клуба Джульетты, создал произведение "Письма Джульетты" и посвятил его основателю Клуба - Джулио Тамассиа. Музыка была записана на CD в исполнении Квартета Бродского (The Juliet Letters - music of Elvis Costello with The Brodsky Quartet). В 1994 году Стефания Фусс, танцовщица и хореограф из Вероны, в свою очередь вдохновленная музыкой Костелло, обратилась к синьору Тамассиа за разрешением использовать некоторые из адресованных Джульетте писем для создания идеи балета Letters to Juliet. Её балет, поставленный в Милане и показанный в других городах Италии, представляет ряд сольных номеров, раскрывающих содержание писем от влюблённых. Танцевальные номера основаны на темах как реальных, так и вымышленных посланий. На сцене, помимо танцовщиков, присутствует актёр, играющий роль романтичного господина, который получает эти письма и отвечает на них. В спектакле звучит музыка 1950-х: Erroll Garner, Frank Sinatra, Nat King Cole. Исполнители спектакля: Stefania Fuss, Eugenio Dura, Elisa Fontaniello and the actor Declan McLoughlin. В 1999 году в Государственном театре Германии (Мюнхен) Philip Taylor поставил другой балет той же тематики на музыку The Juliet Letters Элвиса Костелло. В 2002 году струнный коллектив The Rubio Quartet и певец Patrick Riguelle представили вокальную версию Elvis Costello's Juliet Letters, явившую успешное сочетание рока и живой классики.
Одним из последних больших произведений, посвященных бессмертным влюблённым, является французский мюзикл Romeo et Juliette (композитор Жерар Пресгурвик / Gerard Presgurvic), премьера которого состоялась в Париже в 2000 году. Автор почерпнул идею создания нового мюзикла, как он сам сообщает, из фильма Дзеффирелли. В мае 2004 года, в Московском театре оперетты, была поставлена русская версия мюзикла Пресгурвика "Ромео и Джульетта" с текстом Наума Олева. Информация об этом спектакле имеется в избытке в русскоязычной Сети, и поэтому мы не будем подробно останавливаться на нём в нашем обзоре. Спектакль не сходил со сцены театра "Московская Оперетта" в течение 2 лет. Как ни курьёзно это может показаться, но популярная у нас версия Пресгурвика ни разу не прозвучала в Италии, на родине легенды шекспировских героев, где композитором Риккардо Коччанте /Riccardo Cocciante, широко известным своей предыдущей работой в жанре мюзикла - Notre Dame de Paris ("Собор Парижской Богоматери"), была создана иная музыкальная интерпретация истории о Ромео и Джульетте. Премьера нового мюзикла Romeo e Giulietta состоялась в Вероне, городе бессмертных влюблённых. Спектакли проходили в древнеримском амфитеатре (ныне грандиозная сценическая площадка оперного театра "Арена ди Верона") с 1 по 4 июня 2007 года. Мюзикл будет исполняться на итальянском языке не только в самой Италии, но и во всех других странах, где он в дальнейшем будет поставлен. В интервью Коччанете сказал: "Я с уважением отношусь к прошлому, но автор должен соответствовать сегодняшнему дню, он должен смело идти на риск, чтобы сказать что-то людям. Ему нужно понять, как рассказать некую историю современному миру популярным, но изящным образом. Я хотел сделать "Ромео и и Джульетту" на итальянском, думая о том, что первая версия этой трагедии принадлежит не Шекспиру, а Банделло, итальянцу. Поэтому мне хотелось снова придать этой работе дух её происхождения в мире."
Большой интерес обычно вызывает музыка из кинофильмов. Так, очень популярны в мире саундтреки к фильму Бэза Лурманна "Ромео + Джульетта" (композитор Крэйг Армстронг / Craig Armstorg) и фильму Франко Дзеффирелли "Ромео и Джульетта" (композитор Нино Рота / Nino Rota). Тема любви, написанная Нино Рота к картине Дзеффирелли 1968 года, признана классической и даже стала своего рода музыкальной визитной карточкой Ромео и Джульетты. В год выхода фильма на экраны песня "What is a Youth" (words by Eugene Walter) заняла первое место в ряду популярности, потеснив даже хиты "Битлз". Композитор и аранжировщик Генри Манчини позже сделал свою интерпретацию оригинальной мелодии Нино Рота - Love Theme From Romeo and Juliet, на основе которой был создан ещё один вариант песни - "A Time for Us" (words by Larry Kusik and Eddie Snyder). Эти обработки затем вошли в репертуар многих певцов и оркестров.
В нашем разделе Саундтрек представлены: английский, русский и итальянский тексты, ноты и mp3 оригинала "What is a Youth", а также версии-обработки "A Time for Us". Полный саундтрек "Franco Zeffirelli's Romeo and Juliet" в оригинальном звучании (composed and conducted by Nino Rota) был выпущен на компакт диске в 1998 году (обложку диска см. выше). В 2002 году была сделана новая запись саундтрека. Последняя редакция представляет музыку Нино Рота в исполнении Пражского филармонического оркестра (conducted by Nic Raine) и иной, чем в фильме, вокал. Это касается и знаменитой песни What is a Youth, которую на этом диске исполняет Luke Bateman, а не Bruno Filippini (певец Леонардо в фильме). В приложенном к диску буклетике есть слова Нины Рота, дочери композитора. "Когда я слышу музыку из Ромео и Джульетты, я мысленно обращаюсь к одному из тех особых случаев, когда мы с моей матерью выходили из дома вдвоём, оставив позади других домочадцев. В один из таких дней мама повела меня в местный кинотеатр на "Ромео и Джульетту". Помню, как я полностью погрузилась в романтический и печальный мир дзеффиреллиевского Шекспира. Не существовало ничего, кроме красоты музыки и изображения, созданного мастером. Годы спустя я узнала, что меня удочерили, и что моим родным отцом был Нино Рота. Сейчас, когда я вспоминаю наши с мамой приключения, я осознаю, что тот самый случай, неким образом, стал попыткой сохранить мою связь с отцом и его наследием. Я так счастлива, что Silva Screen перезаписала эту музыку, чтобы новое поколение могло почувствовать поэзию этой прекрасной партитуры." - Нина Рота, март 2002.
Вероятно, не столь широко известна в мире музыка композитора Романа Влада / Roman Vlad к фильму "Ромео и Джульетта" (1954) режиссёра Ренато Кастеллани, но она заслуживает внимания.
В 2013 году на экраны вышел новый фильм, созданный по трагедии Шекспира о Ромео и Джульетте. Музыкальное сопровождение к киноверсии режиссёра Карло Карлея создал польский композитор Абель Коженёвский / Abel Korzeniowski.
Внимание! Музыка из нашей собственной тематической коллекции на лицензионных дисках. Все файлы
представлены только для личного ознакомительного прослушивания без права использования их для
копирования, публичного воспроизведения в любом виде, на любом носителе, для сдачи в прокат, передачи
в эфир, получения коммерческой выгоды. Призываем Вас к добросовестному приобретению записей любимой музыки.
Автор сайта "Ромео и Джульетта" - Ольга Николаева / Olga Nikolaeva - the author of this site
Музыкальный редактор - Ирина Матвеева / Irina Matveeva
Сайт "Ромео и Джульетта" (включающий также наш МУЗЕЙ ЛЮБВИ ) представляет авторский проект-исследование "история и легенда шекспировского сюжета", являющийся результатом многолетнего тематического поиска, а также дружеского взаимодействия создателей сайта с коллегами из итальянских клубов. Он был опубликован в Сети в марте 2000 года. За время своего существования данный уникальный проект стал основным источником информации для создателей многих других Сетевых и печатных изданий родственной тематики. Замечено также немалое число случаев недобросовестного использования наших материалов. Поэтому мы просим пользователей учитывать факт первичности содержания данного сайта "Ромео и Джульетта" и обязательно ссылаться на него, даже в том случае, когда они применяют материалы других сайтов, совпадающие с нашими либо явно построенные на них и игнорирующие права на интеллектуальную собственность. О принципах информационного сотрудничества с нами можно узнать на странице "Обращение к пользователям".
Материалы данного сайта "Ромео и Джульетта"нельзявоспроизводить где-либо без разрешения его создателей.
При их упоминании ссылка на этот сайт обязательна.
Все материалы представлены здесь исключительно с целью ознакомления.
All the materials are published here for informational purposes only.