Приветствуем Вас на тематическом сайте "Ромео и Джульетта" - разделы / sections - Romeo and Juliet 

 

" Всё бы шло прекрасно и забавно, 

если б миром правили поэты,

но Ромео - ах ! - убил Тибальта,

брата вышеназванной Джульетты..."

(Р. Рождественский. Песня из т/ф "Проводы белых ночей", 1969, на музыку В. Лебедева)

 Использование материалов сайта www.romeo-juliet-club.ru  возможно только 

 с разрешения автора , официального представителя Клуба Джульетты в России

 

" Вчера я с недоумением узнал, что Ромео был выслан всего за 25 миль от родного города. Именно таково расстояние между Мантуей и Вероной", - такое открытие сделал для себя Чарльз Диккенс, путешествуя в 1844 году по Италии. Действительно, убежище изгнанного Ромео находилось не более чем в сорока километрах от веронских стен. Напомним, как развивались события, послужившие причиной печальной участи влюблённого юноши, обратившись к строкам итальянских новелл и пьесы Шекспира о Ромео и Джульетте.

 

Доменико  Мороне.  Падение  Бонакольси. 1494. Палаццо Дукале. Мантуя  -  Domenico Morone. The Fall of the Bonacolsi Family.  1494.  Palazzo Ducale. Mantua.

 

К моменту рассказа наши герои уже были тайно повенчаны монахом Лоренцо.

 

Маттео Банделло повествует: "Был праздник Воскресения Господня, когда случилось, что на Корсо, неподалёку от Порта деи Борсари в сторону Кастельвеккио, многие из рода Капеллетти повстречались с Монтекки и на них напали с оружием в руках. Среди Капеллетти был Тебальдо, двоюродный брат Джульетты. Уже двое или трое из сражавшихся лежали на земле, а Ромео тщетно пытался утихомирить  своих, когда Тебальдо с яростью бросился на него сзади, пытаясь нанести удар в голову. Отбив удар, Ромео обратил остриё шпаги против своего врага."

Луиджи Да Порто сокрушается: "Все видели, как Ромео поразил Тебальдо, поэтому скрыть убийство было невозможно, и, подав жалобу государю, все из рода Каппеллетти показали на Ромео, и он по приговору правосудия навечно был изгнан из Вероны... Молодая супруга горячо просила его оставаться по возможности ближе к ней и не уезжать, как он собирался, в Рим или Флоренцию." А до тех пор Ромео скрывался в монастыре  Сан Франческо у брата Лоренцо."

 

Уильям Шекспир представляет:

 

"Лоренцо: Но ты же изгнан только  из Вероны

Смирись.  Ведь мир обширен и велик.

Ромео: Нет мира мне вне стен Вероны,

и небеса мои там, где Джульетта!

Лоренцо:  Пойди к Джульетте на свиданье,

как решено, и успокой её,

но возвращайся до обхода стражи,

а то не сможешь в Мантую пробраться.

Там будешь жить, пока найдём возможность

открыть ваш брак и примирить дома.

Тогда упросим, чтоб тебя вернули."

 

Пизанелло.  Дамы  под  балдахином - деталь  фрески  1447

 

Маттео Банделло подытоживает: "В условленную ночь Ромео, взяв оружие, с помощью фра Лоренцо вышел из монастыря и в сопровождении верного Пьетро направился к своей супруге. Джульетта встретила его в саду. Долгое время они упивались поцелуями и, глотая неудержимые слёзы, предавались всем наслаждениям любви... Много слов сказал Ромео, чтобы успокоить свою жену, но безутешная Джульетта только и делала, что плакала. В конце концов, когда забрезжила заря, влюблённые обнялись, крепко расцеловались и предали себя воле божией. Ромео вернулся в Сан Франческо, а Джульетта - в свою комнату. Через два или три дня Ромео в одежде чужеземного купца  тайком покинул Верону и в окружении своих верных слуг направился в Мантую."

 

Мантуя,  пьяцца  Эрбе - акварель  Ренцо  Феррарини

 

Итак, Мантуя или, как её называют сами итальянцы, Мантова (Mantova). Город поменьше Вероны, лежащий южнее, почти со всех сторон окружённый широко разлившимися водами реки Минчо. Что вы знаете о нём? Приходит ли вам на ум герцог Мантуанский из оперы Верди "Риголетто" с его вечными куплетами: "Сердце красавицы склонно к измене..." ? Кстати, в Мантуе есть легендарные дома персонажей этой истории: "Дом Риголетто", где жила несчастная Джильда, и "Дом Спарафучиле", наёмного убийцы. Мы предлагаем вам узнать о Мантуе чуть больше.

 

  Существует предположение, что в доримскую эпоху город был основан этрусками на месте ещё более раннего поселения. Мантуя времён римской империи известна как родина поэта Вергилия (70-10 гг. до н.э.), который появился на свет в местечке неподалёку - Андезе.

В знаменитой "Божественной комедии" Вергилий, ведущий Данте через ад и чистилище, рассказывает такую легенду основания Мантуи:

 

так  называемый  Вергилий - скульптура  13  века

 

"... была Манто; из края в край кочуя,

она пришла в родные мне места;

и вот об этом рассказать хочу я.

 

Начав бежать из озера, вода

зовётся Минчо, чтобы у Говерно

в потоке По исчезнуть навсегда.

 

Встречая падь, на полпути примерно,

она стоит, разлившись в топкий пруд,

а летом чахнет, но и губит верно.

 

Безжалостная дева, идя тут,

среди болота сушу присмотрела,

нагой и невозделанный приют.

 

И здесь она, чуждаясь всех, осела

со слугами, гаданьям предана,

и здесь рассталась с оболочкой тела.

 

Рассеянные кругом племена

потом сюда стянулись, ибо знали,

что эта суша заводью сильна.

 

Над мёртвой костью город основали

и, по избравшей древле этот дол,

без волхвований Мантуей назвали.

 

перевод М. Лозинского

 

Величественный монумент с бронзовой статуей Вергилия работы Эмилио Куадрелли в 1927 году был открыт в сквере у набережной Минчо, заменив собой прежний памятник.

 

Андреа  Мантенья.  Семья  Гонзага - деталь  фрески  1474

 

Из истории Мантуи средних веков выделим основные эпизоды. Известно, что город  некоторое время был частью владений фамилии Каносса. Архитектурной вехой того периода является очаровательная романская церковь на площади Эрбе - ротонда Сан Лоренцо, построенная при последней представительнице рода Каносса, графине Матильде, в конце 11 столетия. После её смерти в 1115 году город обрёл свободу, которую  удерживал  в течение полутора веков. В это время были проведены мелиоративные работы на болотистых землях вокруг Минчо, возведены Дворец Правосудия, городские стены и другие важные сооружения. Во второй половине 13 столетия Мантуя ,охваченная противоборством Гвельфов и Гибеллинов, перешла во власть Пинамонте Бонакольси, чей род правил городом в 1273-1328 гг. (как раз во времена Ромео и Джульетты). Бонакольси построили многие из тех зданий, которые до сих пор сообщают Мантуе особый средневековый дух. В 1323 году со смертью Ринальдо (по прозвищу Пассерино), убитого во время мятежа, подстрекаемого семейством Гонзага, правление Бонакольси пришло в упадок. Начиная с 1328 года почти на четыре столетия город стал столицей герцогства могущественного рода Гонзага, пока на его закате в 1707 году здесь не была установлена власть Австрии. Пережив осаду наполеоновских войск и повторное вторжение австрийцев, Мантуя в результате борьбы за независимость в 1866 году вошла в состав государства Италии.

 

Мантуя,  Сан  Джорджо - замок  Гонзага,  конец  14 в.

 

Имя Гонзага неотделимо от образа Мантуи эпохи Возрождения, как неотделимы имена Висконти, Медичи, Д'Эстэ, Делла Скала от исторического облика их родовых гнёзд - Милана, Флоренции, Феррары, Вероны.  Деспотичные, но просвещённые правители Гонзага не только сумели значительно укрепить экономическое положение своего небольшого государства, но также приветствовали у себя науки и искусства. Они собрали великолепные коллекции древних ценностей, книг и манускриптов, произведений живописи и скульптуры ( частично разграбленных потом в годы оккупации). Они возвели знаменитые замки, дворцы и сады, пригласив лучших архитекторов. Двор Гонзага был одним из самых блестящих в Италии, и его политическое влияние простиралось  далеко за пределы герцогства. В созвездии Гонзага особенно ярко сияли звёзды мудрого и деятельного Лодовико II и супруги  Франческо Гонзага, Изабеллы д'Эстэ - известной законодательницы моды Возрождения в искусстве и нравах высшего общества. В годы их правлений в городе творили художники Пизанелло, Мантенья, Джулио Романо и многие другие.

 

Андреа  Мантенья.  Семья  Лодовико  Гонзага - деталь  фрески  1474

 

Всемирно знаменитая роспись Андреа Мантеньи на стенах Камеры дельи Спози (комнаты супругов), завершённая им в 1474 году в замке Сан Джорджо, запечатлела сцены из жизни маркиза Лодовико и его супруги Барбары Бранденбургской. На виа Джованни Ачерби сохранился дом Мантеньи, построенный, возможно, по его собственному проекту в 1476 году. Захоронение художника находится в величественной базилике Сант'Андреа, в капелле по левую сторону от входа. Установленный там бронзовый бюст - предположительно работа самого Мантеньи.

 

Пизанелло.  Павший  рыцарь - деталь  фрески 1447

 

Потеснив Бонакольси у власти,  Гонзага заняли и построенные ими дворцы, определив их в качестве своей  официальной резиденции (позже герцоги переселились в новые здания). До сих пор фасад "Старого Двора" - Палаццо Дукале - хранит свой средневековый вид. В одном из залов этого мрачноватого, но красивого дворца на площади Сорделло в 1969 году были открыты фрески Антонио Пизано - Пизанелло (1395-1455) - по мотивам легенд о рыцарях Короля Артура, где художник представил персонажи Двора Гонзага. Предполагаемое время создания произведения - 1446-47 гг. В этих уникальных работах уже намечены тенденции гуманистического направления в искусстве, которое позже было развито Леонардо Да Винчи.

 

Джулио  Романо.  Психея  и  Амур - деталь  фрески  1525-1535

 

Другой выдающийся художник и архитектор Джулио Пиппи, прозванный Романо (1495-1546), работал над созданием Палаццо дель Те для Федерико II Гонзага. Работы начались в 1525 году и велись в течение десяти лет. Внутри дворца было отделано множество роскошных помещений с фресками самого Романо и его учеников.  Возведение грандиозной загородной виллы было затеяно Федерико во времена его страстной влюблённости в некую придворную даму - Изабеллу Боскетто, причём эти отношения вызывали гневное неодобрение со стороны матери Федерико - Изабеллы д'Эсте. Тема любви развивается в росписях главного дворцового зала, названного Залом Психеи, где представлены сцены брачного пиршества Психеи и Амура. Другие чертоги в соответствии с темами их декора обрели названия Залов: Солнца, Метаморфоз, Зодиака, Гигантов и т.д. Дом самого Джулио Романо, где он жил в течение всего мантуанского периода, можно найти на виа Карло Пома. Уже существовавшее строение было переделано художником и оформлено в характерном для него стиле.

 

Кафедральный собор в Мантуе  -  Mantova. Duomo

 

Историческую архитектуру Мантуи составляют также здания в стиле барокко. Примеры их возвышаются на площади Сорделло, названной так в честь знаменитого поэта-трубадура 13 века. Здесь расположены Епископский Дворец и Кафедральный Собор. Основное здание собора было построено ещё в начале 12 века. Его старый готический фасад можно увидеть художественно запечатлённым Доменико Мороне в "Падении рода Бонакольси"(1494 г.). От прежней конструкции уцелела только колокольная башня и правая сторона собора, который был перестроен по проекту Джулио Романо в середине 16 века. Новый барочный фасад, выполненный Николо Баскьера во второй половине 18 века, не слишком гармонирует с общим средневековым стилем площади. Всё-таки характерный образ, который навевает путешественникам Мантуя, рисуется прежде всего старейшими городскими постройками.

 

На площади Сан Франческо стоит церковь того же названия, уже существовавшая в начале 14 столетия. Быть может, за её готическим фасадом, в окружении древних фресок молился некогда изгнанник Ромео о встрече со своей дорогой Джульеттой:

 

"Мне снилось, что меня моя супруга

нашла умершим. Что за странный сон,

где мертвецу дана возможность мыслить!

И вот она горячим поцелуем

такую жизнь в уста мои вдохнула,

что ожил я и сделался царём.

О, как живит любовь на самом деле,

когда так оживляет мысль о ней!"

 

Шекспир "Ромео и Джульетта", 5 акт, сцена в Мантуе

 

 автор сайта "Ромео и Джульетта" - Ольга Николаева  - Olga Nikolaeva, the author  

 

Виды  Мантуи 

Галерея изображений, где можно увидеть палаццо Дукале, памятник Вергилию, дома Мантеньи, Джулио Романо и Риголетто, а также другие чарующие виды города.

 

НАЧАЛО    О НАС    КЛУБ ДЖУЛЬЕТТЫ    НОВОСТИ    ВЕРОНА   СЮЖЕТ    ИСТОРИЯ   ШЕКСПИР   ТЕАТР    КИНО    ДЗЕФФИРЕЛЛИ*68    МУЗЫКА    ИСКУССТВО   КОСТЮМ    КУЛЬТУРА    МАНТУЯ     ДОМ   КАПУЛЕТТИ      КУРЬЁЗЫ    ССЫЛКИ    ПЛАН

 Обращение к пользователям: 

Сайт "Ромео и Джульетта" (включающий также наш МУЗЕЙ ЛЮБВИ ) представляет авторский проект-исследование "история и легенда шекспировского сюжета", являющийся результатом многолетнего тематического поиска, а также дружеского взаимодействия создателей сайта с коллегами из итальянских клубов. Он был опубликован в Сети в марте 2000 года. За время своего существования данный уникальный проект стал основным источником информации для создателей многих других Сетевых и печатных изданий родственной тематики. Замечено также немалое число случаев недобросовестного использования наших материалов. Поэтому мы просим пользователей учитывать факт первичности содержания данного сайта "Ромео и Джульетта" и обязательно ссылаться на него, даже в том случае, когда они применяют материалы других сайтов, совпадающие с нашими либо явно построенные на них и игнорирующие права на интеллектуальную собственность. О принципах информационного сотрудничества с нами можно узнать на странице "Обращение к пользователям".

Материалы данного сайта "Ромео и Джульетта"нельзя

воспроизводить где-либо без разрешения его создателей.

При их упоминании ссылка на этот сайт обязательна.

 

Все материалы представлены здесь исключительно с целью ознакомления.

All the materials are published here for informational purposes only.

 

 © 2000-2015 гг. Ольга и Владимир Николаевы. Все права защищены.

© 2000-2015. Olga & Vladimir Nikolaevy. All rights reserved.